Архитектурный стиль и архитектурная идеология

Стоит сразу разграничить понятия архитектурного стиля и архитектурной идеологии. Последнее понятие является куда более широким, чем понятие стиля. В ХХ веке в архитектуре постоянно (но с переменным успехом) шла борьба между двумя архитектурными идеологиями: «историзмом» и «модернизмом». Каждая из идеологий базируется на своей системе ценностей, которые практически не пересекаются между собой. Однако архитектура на таком пересечении ценностей все же возникает, это внестилевая архитектура, и именуется она «эклектикой».

Архитектурная идеология — основы, аксиомы, в соответствии с которыми работают архитекторы. Поскольку собственно архитектура представляет из себя синтез искусства и технологий, то и архитектурная идеология базируется на эстетике, формируемой на основе инженерных и художественных приемов. (Естественно, есть еще и социальная составляющая, но ее, говоря «о стиле», т.е. об эстетике, я рассматривать не буду).

До середины XIX века архитектура последовательно развивалась на основе последовательной модернизации технологических и художественных приемов Древнего Мира. Стоечно-балочная система и формальные приемы, придававшие ей эстетически благопристойный вид, эволюционировали, но при этом не изменялись основополагающие, базовые параметры: так, соотношение высоты окна к ширине, высоты колонн к их толщине и шагу ограничивались не столько прописанными канонами, сколько технологическими ограничениями.

Можно также заметить, что прописные каноны (как, например, «Строительные уставы») тоже зачастую были созданы в первую очередь для контроля за соблюдением строительных технологий в условиях отсутствия достаточного числа инженеров-конструкторов на периферии. Эстетические каноны также постоянно изменялись; незримая взаимосвязь, существующая между архитектурой и иными искусствами, постоянно адаптировала строительство к художественным потребностям общества. Эту архитектурную идеологию я назвал идеологией «историзма».

Промышленная революция XIX века — это не только паровоз, пароход, ткацкий станок. Появление такого материала, как железобетон, появление железобетонного и металлокаркаса принципиально изменили строительные возможности. Однако художественного осмысления новых технологий не происходило до 1910-х годов. Здания, выполненные по каркасной технологии оформляли по канонам архитектурной архаики. Рождение идеологии «модернизма» — результат синтеза строительных технологий эпохи Промышленной революции ХIX века и эстетики авангардного искусства.

Прорыв в сфере изобразительных искусств, появление нефигуративной живописи, позволило иначе переосмыслить архитектурную форму. Необходимо заметить, что люди, которых принято считать первыми архитекторами-модернистами — Ле Корбюзье и Татлин — на самом деле изначально архитекторами не были, они были художниками, рискнувшими работать с архитектурной формой и сумевшими показать прорыв в новую архитектурную идеологию.

И если конец XIX и начало ХХ столетия были во многом попытками применения новых технологий в рамках идеологии историзма (эклектика XIX в., «модерн»- югенд-штиль — ар-нуво, «неорусский» стиль, «псевдоготика»), то далее мы видим историю ХХ века, историю борьбы модернизма и историзма. Все стили, появлявшиеся в этот период, лежат в рамках той или иной архитектурной идеологии. Ар-деко, «сталинский соцреализм», неоклассика, постмодернизм — стили историзма. Конструктивизм, рационализм, функционализм, хрущевская и брежневская архитектура, неомодернизм — стили модернизма.

Оцените статью